Научно-исследовательская работа студентов
Научно-исследовательская работа студентов
Научно-исследовательская работа студентов является одним из важнейших средств повышения качества подготовки и воспитания специалистов с высшим профессиональным образованием в области экономики, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-технического и культурного прогресса.
Привлечение к научно-исследовательской работе студентов позволяет использовать их творческий потенциал для решения актуальных задач НИР.
Основными задачами научно-исследовательской работы студентов являются:
- овладение студентами научным методом познания, углубленное и творческое освоение учебного материала;
- обучение методологии и средствам самостоятельного решения научных задач;
- привитие навыков работы в научных коллективах, ознакомление с методами и приемами организации НИР.
Научно-исследовательская работа студентов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах.
Руководство научно-исследовательской работой студентов осуществляют профессора и преподаватели вуза.
Научно-исследовательская работа студентов подразделяется на научно-исследовательскую работу, включаемую в учебный процесс и выполняемую во внеучебное время.
- Научно-исследовательская работа студентов (НИРС), включаемая в учебный процесс, предусматривает: выполнение заданий, курсовых и дипломных работ, содержащих элементы НИР;
- Изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обобщения, обработки научных данных, формулирование выводов и практических предложений и т. д.
Участвующими в научно-исследовательской работе считаются студенты, выполняющие элементы самостоятельной научной работы в области экономических и гуманитарных наук. Научно-исследовательская работа студентов завершается обязательным представлением отчета, сообщением на заседании кафедры или на научной конференции.
Научно-исследовательские и творческо-исполнительские работы, успешно выполненные студентами во внеучебное время и отвечающие требованиям учебных программ, могут быть зачтены в качестве соответствующих курсовых работ.
Научно-исследовательская деятельность студентов (НИДС) является неотъемлемой составной частью обучения и подготовки квалифицированных специалистов, способных самостоятельно решать профессиональные, научные и технические задачи. Научно-исследовательская деятельность содействует формированию готовности будущих специалистов к творческой реализации полученных в университете знаний, умений и навыков, помогает овладеть методологией научного поиска, обрести исследовательский опыт.
Основной целью организации и развития научно-исследовательской деятельности студентов является повышение уровня научной подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием и выявление талантливой молодежи для последующего пополнения научно-педагогических кадров университета.
Основные направления НИДС:
- выявление наиболее одаренных студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности;
- создание благоприятных условий для развития и внедрения различных форм научного творчества молодежи, базирующихся на отечественном и зарубежном опыте и результатах научно-методических разработок;
- содействие всестороннему развитию личности студента, формированию навыков самостоятельной работы и работы в творческих коллективах, овладение методологией научных исследований;
- обеспечение участия студентов в проведении прикладных, фундаментальных, поисковых, методических и педагогических научных исследований по приоритетным направлениям в различных областях науки и техники;
- интеграцию научно-практических потенциалов преподавателей и студентов, направленную на решение научно-практических проблем в различных отраслях науки;
- проведение мероприятий различного уровня для молодых исследователей на базе вуза.
Организация научно-исследовательской деятельности студентов НИДС является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах, в кружках, проблемных и исследовательских группах. Руководство НИДС осуществляют ведущие научно-педагогические работники университета, старшие преподаватели. Координаторы по науке являются ответственными за организацию научно-исследовательской работы на факультете университета.
В университете реализуются разные формы НИДС.
НИДС, включенная в учебный процесс, выполняемая в соответствии с учебными планами и программами предусматривает:
- выполнение заданий, лабораторных работ, курсовых и дипломных проектов (работ), содержащих элементы научных исследований;
- выполнение конкретных заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;
- изучение теоретических основ методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных.
НИДС, дополняющая учебный процесс, организуется в форме:
- работы в научно-учебных лабораториях, научно-проблемных и исследовательских группах;
- выполнения индивидуальных научных исследований под руководством конкретного научного руководителя;
- участия в студенческих научных организационно-массовых и состязательных мероприятиях различного уровня: научных семинарах, конференциях, конкурсах работ, олимпиадах по дисциплинам и направлениям;
- организации специальных курсов, программ, проведение занятий с группами студентов, имеющих выраженную мотивацию к научной деятельности.
Основные составляющие НИР:
- обеспечение сбалансированности исследований в области фундаментальных и прикладных наук как основы полноценного научного образования и качественной подготовки специалистов;
- выполнение кафедральных тем НИР;
- выполнение инициативных тем научных исследований;
- внедрение научно-методических разработок в учебный процесс университета;
- обмен результатами научных и научно-методических исследований в форме проведения межвузовских, региональных, республиканских и международных конференций, семинаров на базе университета, а также участие преподавателей и студентов в
- конференциях, проводимых в других научных и учебных центрах;
- повышение квалификации преподавателей через стажировки, курсы повышения квалификации вузов и т.п.;
- научное и методическое сотрудничество с образовательными учреждениями региона;
- организация редакционно-издательской деятельности университета;
- организация научно-исследовательской деятельности студентов (НИРС).