Главные новости
Экскурсия в «пещерный» город Чуфут-Кале
22 сентября студенты 209 группы под руководством преподавателя Мининок Я.В. совершили путешествие в Бахчисарайский район, где посетили два объекта исторического и культурного наследия Крыма: Свято-Успенский мужской монастырь и «пещерный» город Чуфут-Кале.
Приехав в Бахчисарай на общественном транспорте, по узким улочкам старого города мы добрались до начала экскурсионного маршрута.
Первым объектом нашего посещения был Свято-Успенский мужской монастырь, являющийся культурной и исторической жемчужиной Крыма.
Святая обитель находится в сердце урочища Мариам-Дере (Ущелье Святой Марии или Мариампольское Ущелье) и считается самым верхним краем города. С двух сторон обитель окружают отвесные скалы высотой до 140 метров.
Монастырь основан предположительно в конце VIII – начале IX вв. в эпоху феодальных отношений в Крыму и иконоборничества в Византии. Императоры Исаврийской династии преследовали духовенство и монахов, разрушали монастыри, уничтожали иконы. Монахи и почитатели икон бежали из Византии в Крым. Здесь, на неприступных скалах, и возникли многочисленные монастыри – Шулдан, Челтер, Качи-Кальон, Успенский монастырь. Предполагают, что первоначально здесь был вырублен Успенский храм, вокруг которого позднее возник монастырь: монахи пришли на это место из окрестностей Чуфут-Кале, в XV в. ставшего столицей самостоятельного Крымского ханства. В начале XVI в. крымские ханы перенесли столицу в основанный ими Бахчисарай. Успенский монастырь с XV в. стал центром христианской церкви в Крыму. Изначально это был небольшой скит. В период Крымского Ханства русские цари Федор Иванович и Борис Годунов покровительствовали Успенскому монастырю. Пленники, которые содержались в крепости Чуфут-Кале, могли посещать богослужения и встречаться в церкви с русскими посланниками. Монастырь почитали и христиане и мусульмане.
Монастырь просуществовал вплоть до 1921 года, когда советская власть под лозунгом антирелигиозной борьбы закрыла обитель. Монастырь стал возрождаться с начала 90-х годов и с каждым годом становится все прекраснее.
После осмотра монастырских владений, где который год идет активное строительство и освящаются новые храмы, мы по ущелью Мариам-Дере (Ущелье Святой Марии или Мариампольского Ущелье) начали подъем на Чуфут-Кале.
Чуфут-Кале... Это название с крымскотатарского языка переводится как «еврейская крепость» (çufut – еврей, qale – крепость), это же название используется в советской научной литературе, а также в русскоязычных работах караимских авторов со второй половины XIX века до постсоветской эпохи
Город возник предположительно в V–VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Есть версия, что его укрепления строились византийскими инженерами в два этапа для защиты стратегически важных дефиле Марьям-Дере и Ашлама-Дере и усиления обороны дальних подступов к Херсону. Вероятно, что в ту эпоху он носил название Фуллы. Город с таким названием встречается в различных источниках, но историки однозначно не могут определить, какое из известных ныне городищ ему соответствует. Население города в этот период состояло в основном из алан.
В эпоху господства в Крыму кыпчаков город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер.
В 1299 году Кырк-Ер был взят штурмом и ограблен ордынской армией эмира Ногая. В XIII–XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы, и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города. Способствовали этому ограничения на их проживание в других городах Крымского ханства.
Кырк-Ер был резиденцией первого хана независимого Крыма Хаджи I Герая. Менгли I Герай основал новый город на месте нынешнего бахчисарайского предместья Салачик, и ханская столица была перенесена туда. В крепости остались жить лишь караимы и небольшое количество крымчаков. В XVII веке топоним «Кырк-Ер» сменяется на «Чуфут-Кале» (в переводе «иудейская/еврейская крепость» с негативным, презрительным смысловым оттенком). Во времена Крымского ханства крепость была местом содержания высокопоставленных военнопленных, там же располагался и государственный монетный двор.
После вхождения Крыма в состав Российской империи ограничения на проживание караимов и крымчаков были отменены, и они стали покидать крепость и переселяться в другие крымские города. К концу XIX века Чуфут-Кале был полностью покинут жителями.
Получив массу впечатлений и большой заряд положительных эмоций, мы вернулись в Симферополь.
Ст. преподаватель кафедры «Экономика» Я.В. Мининок
http://ueu.crimea.ru/glavnye-novosti/214-ekskursiya-v-peshchernyj-gorod-chufut-kale#sigProId612b33469b